Кыргыс Мария Дорбет-ооловна
Учитель начальной школы МБОУ СОШ №7 г. Кызыла
Моя педагогическая философия:
Каждый человек, размышляющий о смысле жизни, о своих возможностях и ценностях, в сущности — философ. Учитель философ вдвойне, так как эта профессия — одна из самых ответственных.
«У всех профессий, всей Земли
ступенька первая - учитель,
Геолог, доктор и строитель –
все от него произошли».
Нет, наверное, на Земле человека, которого бы обошел голос учителя. Педагог – это проводник, открывающий ребенку двери в школу жизни. Как важно встретить своего учителя, от этой встречи зависит всё! И у меня такой человек – это мой первый учитель Сат Дурум – оол Сотпаевич, который обладал высокими нравственными качествами, умел заинтересовать, завлечь нас в свои задумки и игры, относился к нам как к взрослым людям.
Учитель своим словом преподает самую трудную на свете науку — быть людьми, ведет по ступенькам взросления будущей личности – и рабочего и ученого, воина и космонавта, врача и строителя, формирует основы их знаний и умений, их мировоззрения и характера. Учитель работает на завтрашний день, воспитывая будущих граждан своей страны.
Труд учителя сродни труду хлебороба и строителя — из зерен добра и справедливости выращивает он душу учеников, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогает найти свои пути в жизни, выполнить свой гражданский долг. Педагогическая деятельность, будто мозаика, где образ складывается из кусочков, который необходимо подобрать по цвету, форме, размеру. Работа кропотливая, трудоемкая. Не всегда частички совпадают. Иной раз приходится всё перекладывать заново, пересматривать.
В ХХI веке – веке информационных технологий, знания перестали быть самоцелью. Знать - еще не значит быть готовым эти знания использовать, а без динамики знания подобны камню, лежащему на пути ручья; образуется запруда, которая со временем прорастает зеленью, и вода умирает. Без усилий воли, без личностного участия камень не сдвинуть, воду «не открыть». Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме «знаю - не знаю», «умею - не умею», «владею - не владею», а там, где есть тезис «ищу – и нахожу», «думаю - и узнаю», «тренируюсь - и делаю». На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.
В свою очередь, иными становятся и задачи учителя - не поучать, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию. Цель своей работы я вижу в том, чтобы создать условия для поиска, обретения и принятия ребенком своего «я».
Ребенок – главная ценность общества, выше которой ничего не может быть. В каждом ребенке скрыт неизвестный нам потенциал, и задачей педагога является его раскрытие. Для чего необходимо, прежде всего, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность независимо от успехов в учебной деятельности. Значимо лишь его самоощущение личности, которую принимают и любят без всяких условий.
Моя концепция основывается на любви к детям. Считаю, что любовь – начало всех начал на свете. Она рождает всё, что в мире есть. Наверное, всё должно начинаться с любви. Продуктивность учительского труда невозможна без любви к делу своей жизни, к тем, кого ты учишь, к себе.
Поэтому моя позиция по отношению к ребенку такова: он - мой союзник, соратник, соавтор, имеющий право на несогласие, сомнение и даже на ошибку.
Что бы я хотела видеть в своих учениках?
Чего и по какому праву добиваемся мы от учеников? Ведь идеальных людей не существует. Значит, прежде всего, надо уважать интересы и потребности детей. Не подавлять природу ребёнка, а, словно скульптор, следовать за ней. Ценить своеобразие ребёнка, наблюдать, выявлять и поддерживать основные линии его развития, исключая технологию подгонки под стандарт. Развить свободное мышление, толерантность, умение конструктивно решать проблемы, способности к самовыражению и еще много других очень важных качеств. Общество должно обогатиться людьми с глубокой верой в себя, в свои способности, умеющими эти способности реализовать во имя личного и общего счастья.
Часто задумываюсь, всегда ли я действовала верно, смогла ли разобраться в ситуации, сумела ли понять ребёнка?
Помочь детям пробудить потребность познать себя и мир, раскрыть свои таланты, осознать себя как личность - вот такое моё учительское призвание.
Главное – чтобы каждый из них стал личностью. Я смогу научить ребёнка быть добрым и справедливым, уметь дружить, уметь выбирать в жизни важное и нужное, не поддаваться воле обстоятельств, манипуляциям.
Считаю, что все успехи и учителя, и учащихся зависит от самоорганизации, дисциплины, целеустремлённости.
Работу с детьми строю с использованием учебно-игровых ситуаций с первого класса и постепенным переходом в положительную мотивацию к 3-4-м классам. На уроках русского, родного языка и чтения, кроме формирования навыков грамотного письма, чтения и развития речи, воспитываю личностные качества: самоконтроль, самооценку, взаимопомощь. Дети учатся объективно оценивать свой труд и труд своих друзей. Поощряю детей за умелый выбор слов при написании сочинений, стихотворений, за оригинальное заключение творческого диктанта, за находчивость. Учу детей умению рассуждать, выразить свою точку зрения, решать проблемы, которые осуществляются самими учащимися в ходе дискуссии, обсуждения, диалога. Предлагаю систему вопросов и заданий, подводящих детей к самостоятельному открытию нового знания.
Стимулирование поисковой активности при решении проблемных ситуаций, обучение рассуждению, умению самим делать выводы, находить ответы на вопросы дают детям возможность получать удовольствие от обучения, от совместной работы. А это - главные задачи моей педагогической деятельности.
С каждым годом я убеждаюсь, что эти принципы дают положительные результаты. Моё стремление - сделать процесс обучения радостным и гармоничным, создать счастливое детство наших детей.
Моя работа – мое призвание. Быть вечным исследователем вместе со своими учениками, познавая этот увлекательный и богатый мир Знаний.
Я не хочу останавливаться. Именно поэтому я не ставлю здесь точку, а ставлю многоточие…
Кыргыс Мария Дорбет-ооловна |