http://tuvakyzylschool7.narod2.ru/premera/rodnoi_yazi/
«Слова – живые, как люди. Слова – мои друзья, и мне приятно видеть, как они меняются, растут, становятся значимее, весомее. Я радуюсь за них, как за дорогих, близких людей» - Степан Сарыг – оол.
Ничто так не ободряет человека, как доброе слово. Что может осчастливить каждого человека, порадовать и озарить наших учеников? Это, конечно же, произнесенное учителем теплое, доброе, сердечное, образное слово.
Как учитель тувинского языка и литературы, считаю обучить своих учеников живому языку, не забывать язык предков, приобщить детей к искусству слова, помочь им понять и почувствовать его эстетическую ценность через мудрые тексты, высказывания, пословицы, сказки, через игру со словами.
Всякое живое существо на земле общается на своем языке. Тува – родина сказителей. Дети подрастают под мелодичные напевы тувинских сказок. Тувинец должен знать хотя бы одну сказку наизусть. Тува – родина исполнителей горлового пения. Тувинские дети вырастают среди певцов, хøøмейжи. Хøøмей имеет разные стили: сыгыртыр, хøøмейлээр, каргыраалаар, борбаёнадыр, под аккомпонемент чарующих звуков.
Говорят, тувинец услышит неслышимое, он сверхчувствителен. Мальчики и девочки, выросшие на просторных степях, среди крутых гор, на берегах бурных рек, очень чутки к звукам, любознательны, все запоминают быстро и надолго. Особенно они любят людей острых на язык, стараются запомнить их занимательные рассказы, узнают от них много нового.
Но не менее важно осознать воспитательное значение слов в каждую минуту общения со своими учениками.
Каждое слово может заклинать и благословлять, приказывать и молить, плакать и смеяться, «душевным жаром обдавать и равнодушием дышать».
Педагог должен быть человеком с большими знаниями тех слов, которые необходимы «маленькому Человеку», должен воспитывать уверенность, оптимизм, учить быть счастливыми. Оказывается, надо еще уметь принимать счастье и дарить его другим.
А для этого нужно приготовить свою душу.
Наша жизнь движется любовью, которую нужно «охранять вокруг себя», растить в себе, искать и находить возможность легко и непосредственно улыбаться каждому своему ученику.
Радуясь, волнуясь, переживая, дети питают надежду на наше понимание.
Понимание, доброжелательность и любовь к детям – эти три понятия, которые составляют мою педагогическую философию.
Я прохожу с детьми путь от слова к сердцу, а от сердца – к разуму.
Итак, выбор сделан – я учитель. Что нужно, чтобы учителю сопутствовал успех, чтобы он состоялся как учитель? Я думаю, во-первых, это талант, который должен перерасти и развиться в мастерство, во-вторых, это удача - она, конечно, не постоянна, но должна быть надежной, чтобы в нее можно было поверить, понять что она приходит в нужный момент, в-третьих, это выносливость-особый дар, который подтачивает не болезнь, а равнодушие со стороны окружающих.
Профессия наша очень важна. Нет, наверное, на земле человека, которого бы минул, обошел голос учителя, но, к сожалению, есть многие из рода человеческого, которых так и не коснулась учительская душа. И первое, что бы я предложила делать, допуская педагогов к детским сердцам - это проводить тест на способность к Добру. Каждый из детей должен ждать встречи с тобой, учителем, как радостного события, как праздника своей души. И ты должен их не разочаровать. Учителю приходится много работать над собой: как теоретику, психологу, социологу, надо сделать так чтобы не было эмоциональной опустошенности, главное не иссякнуть, всегда гореть, разжигая сердца своих учеников. И у учеников должно быть всегда ощущение, что ты учитель справедливый, честный, что ты любишь их.
Все мы взрослые знаем, что детство и юность – пора любви, когда сердце раскрыто навстречу участию, совету, примеру. Вспоминаются пушкинские строки «заметить» и «благословить» все индивидуальное, все яркое не только в выдающемся человеке, но и в каждом, начинающем свой жизненный путь со школьной скамьи.
Давно пора всем нам принять великую мудрость, что наша сила – в силе мысли, в силе правды, в силе слова.
Моге-Хурен Айланмаа Мартысовна - Учитель тувинского языка и литературы |