Учитель по предмету География, Зырянова Светлана Витальевна, вместе с 8А и учителями ГМО школ Кызыла 40 минут успешно путешествовали по рекам России! Вот их протокол приключений:
Открытый урок в 8 классе на тему:
Внутренние воды России. Реки.
Автор урока – Зырянова Светлана Витальевна, учитель географии МОУ СОШ 7 г. Кызыла Республики Тыва.
Цели и задачи урока:
Образовательные:
- Сформировать представление о реках России и их особенностях;
- Расширить и углубить знания о реках, ее частях, о строении речной долины, питании и режиме рек; уклоне и падении реки.
- Сформировать знания о природе крупнейших рек России.
Развивающие:
- Продолжить формирование умений работать с географическими картами и другими источниками информации.
Воспитательные: воспитание чувства любви и интереса к путешествиям и открытиям;
Тип урока: закрепление знаний и совершенствование умений и навыков
(урок-путешествие).
Оборудование: настенная физическая карта России, учебник, атлас, контурные карты, компьютер, проектор, презентация.
План урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний и повторение изученных ранее понятий
3. Путешествие по главным рекам России.
4. Закрепление материала и вывод урока.
5. Итоги урока и домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент
- Тема урока сегодня «Внутренние воды России. Реки».
Целью нашего урока является – изучить особенности рек России на примере 4-х крупнейших рек, о которых вы сегодня приготовили материал.
2. Актуализация знаний и повторение изученных ранее понятий
- Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Все живое на 70 % состоит из воды. Вода – это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет 2 % гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше – это внутренние воды.
- Ребята, что называют реками?
- Как называется главная река со всеми притоками?
- Какие части реки, вы знаете?
- Что такое водораздел?
- Как называется участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку? - Что такое уклон реки?
- Падение реки?
3. Путешествие по главным рекам России (выступление учащихся, 4 группы).
- А теперь начинаем наше путешествие по четырем главным рекам России. У вас было домашнее задание приготовить путешествие по рекам.
Первое путешествие будет по «главной улице России» - реке Волге.
- К карте приглашается 1 экспедиция, путешествовавшая к этой реке.
Выступает 1 группа: Волга
- Спасибо первой группе за интересный рассказ. Группа получает оценку «5». Садитесь
- От обледенелых и заснеженных гор, преодолев степи, таежные леса и массивы болот, несет свои воды к Северному Ледовитому океану «тетушка Обь».
- К карте приглашается 2 экспедиция, путешествовавшая к реке Обь.
Выступает 2 группа: Обь
- Спасибо второй группе за рассказ. Группа рассказывала, получает оценку «5».
- В центре Азии, в самом сердце нашей родной Тувы, берет свое начало одна из больших рек России – Енисей.
- К карте приглашается 3 экспедиция, путешествовавшая к реке Енисей.
Выступает 3 группа: Енисей
- Спасибо третьей группе за увлекательный рассказ. Группа получает оценку «5». Садитесь.
- К карте приглашается 4 экспедиция, путешествовавшая к Сибирской красавице - реке Лене.
Выступает 4 группа : Лена
- Спасибо четвертой группе за познавательный рассказ . Группа рассказывала, получает оценку «5».
1. Закрепление и итоги урока и домашнее задание.
- Итак, сегодня мы с вами совершили интересное путешествие и отдали предпочтения 4-ем большим рекам России.
А теперь сделайте, пожалуйста, вывод о 4-х крупных реках.
-Ребята как вы думаете, что общего у этих рек?
-Оцените, пожалуйста, каково значение рек для человека?
Рядом с живыми потоками есть и большие реки с водой, отравленной отходами производственной деятельности человека.
Я хочу, чтобы вы помнили, что все родники, реки – это чудесный дар природы. Их надо беречь, о них надо заботиться, поскольку без этих живых источников драгоценной влаги немыслима жизнь на нашей планете.
- Ребята, какое путешествие вам больше понравилось?
- Откройте, пожалуйста, дневники и запишите
Домашнее задание: § 12