Кыргыс Мария Дорбет-ооловна Учитель начальной школы МБОУ СОШ №7 г. Кызыла Моя педагогическая философия:Каждый человек, размышляющий о смысле жизни, о своих возможностях и ценностях, в сущности — философ. Учитель философ вдвойне, так как эта профессия — одна из самых ответственных. «У всех профессий, всей Земли ступенька первая - учитель, Геолог, доктор и строитель – все от него произошли». Нет, наверное, на Земле человека, которого бы обошел голос учителя. Педагог – это проводник, открывающий ребенку двери в школу жизни. Как важно встретить своего учителя, от этой встречи зависит всё! И у меня такой человек – это мой первый учитель Сат Дурум – оол Сотпаевич, который обладал высокими нравственными качествами, умел заинтересовать, завлечь нас в свои задумки и игры, относился к нам как к взрослым людям. Учитель своим словом преподает самую трудную на свете науку — быть людьми, ведет по ступенькам взросления будущей личности – и рабочего и ученого, воина и космонавта, врача и строителя, формирует основы их знаний и умений, их мировоззрения и характера. Учитель работает на завтрашний день, воспитывая будущих граждан своей страны. Труд учителя сродни труду хлебороба и строителя — из зерен добра и справедливости выращивает он душу учеников, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогает найти свои пути в жизни, выполнить свой гражданский долг. Педагогическая деятельность, будто мозаика, где образ складывается из кусочков, который необходимо подобрать по цвету, форме, размеру. Работа кропотливая, трудоемкая. Не всегда частички совпадают. Иной раз приходится всё перекладывать заново, пересматривать. В ХХI веке – веке информационных технологий, знания перестали быть самоцелью. Знать - еще не значит быть готовым эти знания использовать, а без динамики знания подобны камню, лежащему на пути ручья; образуется запруда, которая со временем прорастает зеленью, и вода умирает. Без усилий воли, без личностного участия камень не сдвинуть, воду «не открыть». Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме «знаю - не знаю», «умею - не умею», «владею - не владею», а там, где есть тезис «ищу – и нахожу», «думаю - и узнаю», «тренируюсь - и делаю». На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. В свою очередь, иными становятся и задачи учителя - не поучать, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию. Цель своей работы я вижу в том, чтобы создать условия для поиска, обретения и принятия ребенком своего «я». Ребенок – главная ценность общества, выше которой ничего не может быть. В каждом ребенке скрыт неизвестный нам потенциал, и задачей педагога является его раскрытие. Для чего необходимо, прежде всего, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность независимо от успехов в учебной деятельности. Значимо лишь его самоощущение личности, которую принимают и любят без всяких условий. Моя концепция основывается на любви к детям. Считаю, что любовь – начало всех начал на свете. Она рождает всё, что в мире есть. Наверное, всё должно начинаться с любви. Продуктивность учительского труда невозможна без любви к делу своей жизни, к тем, кого ты учишь, к себе. Поэтому моя позиция по отношению к ребенку такова: он - мой союзник, соратник, соавтор, имеющий право на несогласие, сомнение и даже на ошибку. Что бы я хотела видеть в своих учениках? Чего и по какому праву добиваемся мы от учеников? Ведь идеальных людей не существует. Значит, прежде всего, надо уважать интересы и потребности детей. Не подавлять природу ребёнка, а, словно скульптор, следовать за ней. Ценить своеобразие ребёнка, наблюдать, выявлять и поддерживать основные линии его развития, исключая технологию подгонки под стандарт. Развить свободное мышление, толерантность, умение конструктивно решать проблемы, способности к самовыражению и еще много других очень важных качеств. Общество должно обогатиться людьми с глубокой верой в себя, в свои способности, умеющими эти способности реализовать во имя личного и общего счастья. Часто задумываюсь, всегда ли я действовала верно, смогла ли разобраться в ситуации, сумела ли понять ребёнка? Помочь детям пробудить потребность познать себя и мир, раскрыть свои таланты, осознать себя как личность - вот такое моё учительское призвание. Главное – чтобы каждый из них стал личностью. Я смогу научить ребёнка быть добрым и справедливым, уметь дружить, уметь выбирать в жизни важное и нужное, не поддаваться воле обстоятельств, манипуляциям. Считаю, что все успехи и учителя, и учащихся зависит от самоорганизации, дисциплины, целеустремлённости. Работу с детьми строю с использованием учебно-игровых ситуаций с первого класса и постепенным переходом в положительную мотивацию к 3-4-м классам. На уроках русского, родного языка и чтения, кроме формирования навыков грамотного письма, чтения и развития речи, воспитываю личностные качества: самоконтроль, самооценку, взаимопомощь. Дети учатся объективно оценивать свой труд и труд своих друзей. Поощряю детей за умелый выбор слов при написании сочинений, стихотворений, за оригинальное заключение творческого диктанта, за находчивость. Учу детей умению рассуждать, выразить свою точку зрения, решать проблемы, которые осуществляются самими учащимися в ходе дискуссии, обсуждения, диалога. Предлагаю систему вопросов и заданий, подводящих детей к самостоятельному открытию нового знания. Стимулирование поисковой активности при решении проблемных ситуаций, обучение рассуждению, умению самим делать выводы, находить ответы на вопросы дают детям возможность получать удовольствие от обучения, от совместной работы. А это - главные задачи моей педагогической деятельности. С каждым годом я убеждаюсь, что эти принципы дают положительные результаты. Моё стремление - сделать процесс обучения радостным и гармоничным, создать счастливое детство наших детей. Моя работа – мое призвание. Быть вечным исследователем вместе со своими учениками, познавая этот увлекательный и богатый мир Знаний. Я не хочу останавливаться. Именно поэтому я не ставлю здесь точку, а ставлю многоточие… Кыргыс Мария Дорбет-ооловна
|
http://tuvakyzylschool7.narod2.ru/premera/ - ссылка на представление учителя) Учитель! Бесценно звучит это имя В сердцах человечества много веков… С давних пор люди знакомились с окружающим миром, накапливали жизненный опыт, учились чему-то, а потом передавали свои знания и умения своим наследникам, своим детям и внукам. Дети с ранних лет усваивали знания о способах деятельности и овладевали различными умениями и навыками. Позже старейшины рода организовали группу людей – воспитателей, которые стали передавать опыт, заботится о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовке к жизни. Так зарождалась педагогика – наука об обучении и воспитании подрастающего поколения. Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло развиваться, если бы молодое поколение вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство. А.С. Макаренко писал, что педагогика самая ключевая фигура в учебно-воспитательном процессе. Успех обучения и воспитания во многом определяется личностью педагога, его педагогическим мастерством. Под педагогическим мастерством он подразумевал «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей». Из этого следует, что педагог должен владеть знаниями и специальными умениями, необходимыми в его практической деятельности, иметь педагогическое призвание. Важные детали в системе педагогического мастерства – это педагогическая тактика, психологическая зоркость, интуиция педагога, а также его эстетическая выразительность. Многие говорят, что педагогом нужно родиться. Но это не так. Настоящим педагогом может стать человек, обладающий знаниями, человек, у которого добрая душа, чуткое сердце, любовь к детям и желание посвятить им всю свою жизнь. Начинающий учитель должен переступить порог школы с твердым решением преодолеть все сложности и стать мастером педагогического труда. Труды великих педагогов Я.А. Коменского, К.Д.. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского вдохновляют нас на это мастерство. Каждый учитель способен стать неповторимым, уникальным, мастером педагогического труда, и каждый учитель должен научиться раскрывать свои способности и возможности настоящего педагога. Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Личность педагога – это личность всесторонне развитого, грамотного, умелого, чуткого, гуманного, творческого человека. Л.Н. Толстой писал: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу, и к ученикам, он – совершенный учитель». Учитель – верный спутник детства, Он как мать, как старший брат, И добротой большого сердца Он согревает всех ребят. Я.А. Коменский сравнивал учителя с садовником, который любовно выращивает растения в саду. Сравним и мы школу с теплицей, в которой выращивают цветы. Посеяв семя, мы ждем, когда прорастут ростки. Если будет нужный уход, то эти растения вырастут сильными и крепкими, зацветут прекрасные цветы, которые украсят нашу жизнь, а в дальнейшем дадут прекрасный урожай. А если ухода и заботы не будет, то ростки погибнут, и не будет той красоты. Ученики, приходят в школу шести-семи летними малышами, похожи на первые всходы. Мы, педагоги должны окружить их своим теплом, своей добротой, создать ту благоприятную атмосферу в школе, которая поможет им раскрыть свои способности, поможет им «зацвести», а в дальнейшем дать хороший «урожай». Мы должны чувствовать каждого ребенка, научить найти подход, посеять в души наших детей хорошие семена – добро, понимание, уважение к другим людям, честность и справедливость. Настоящий учитель дарит радость детям, и через радость познания дети знакомятся с программным материалом, овладевают необходимыми умениями и навыками, постигают азы нравственности, происходит становление личности ученика, формируется отношение к жизни и жизненным ценностям. В своей работе я использую личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании школьников. Стараюсь видеть в каждом ребенке личность со своими способностями и возможностями, а также стараюсь создавать благоприятную атмосферу на своих уроках для получения детьми новых знаний, формирования новых умений и навыков. Сделай радостным, интересным, увлекательным процесс обучения и успех гарантирован. Детские глаза – это показатель успеха учителя. Если на уроке в глазах моих учеников сияет маленькая искорка радости, значит, этот урок правильно спланирован и проведен. Не все дети в меру своих физических данных, психологических процессов, той обстановки в которой ребенок живет, могут одинаково хорошо заниматься. Как и в любом другом классе, в нашем классе есть сильные и слабые ученики. На своих уроках я осуществляю индивидуальный подход к ученикам, дифференциацию знаний. Учебные задания, методы и формы работы так, чтобы все дети смогли раскрыть свои способности, показать свои знания и умения. На начальном этапе обучения, мы, учителя начальных классов, закладываем основы знаний, умений и навыков, формируем отношение ученика к обучению, приучаем к самостоятельности, воспитываем желание учиться. Школа создает условия для реализации заданных природой физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей, помогает ребенку в духовном и творческом самовоплощении. Успех и уверенность в обучении зависит от того, как учитель сможет помочь раскрыть индивидуальные способности и таланты каждого ребенка. Бунькова Оксана Ефимовна
|
|